Подшипниковые сплавы. Баббиты. Маркировка, применение.
В качестве подшипников или антифрикционных материалов пользуются баббитами, основа которых составляет мягкие пластичные металлы свинец и олово. Одним из основных элементов в оловянистых баббитах являются сурьма и медь. Химический состав оловянистых баббитов приведен в таблице 1.
.
.
Таблица 1.
Химический состав оловянистых баббитов.
Марка сплава | Химический состав, % | |||||||
Сурьма | Медь | Кадмий | Никель | Мышьяк | Теллур | Олово | Всего примесей не более | |
Б89 | 7,25-8,25 | 2,5-3,5 | — | — | — | — | Ост. | 0,55 |
Б83 | 10-12 | 5,5-5,6 | — | — | — | — | » | 0,55 |
Б16 | 15-17 | 1,5-2 | — | — | — | — | 15-17 | 0,6 |
БН | 13-15 | 1,5-2 | 1,25-1,75 | 0,75-1,25 | 0,5-0,9 | — | 9-11 | 0,4 |
БТ | 14-16 | 0,7-1,1 | — | — | — | 0,5-0,2 | 9-11 | 0,6 |
Б6 | 14-16 | 2,5-3 | 1,75-2,25 | — | 0,6-1 | — | 5-6 | 0,4 |
Заменители баббитов.
В роли заменителей баббитов пользуются антифрикционными сплавами на основе цинка, они применяются в условиях средней трудности. Также можно сказать и про антифрикционные чугуны, которые обладают низким коэффициентом трения и относительно неплохой стойкостью к износам.
Для подшипников и других деталей, которые работают при более высоком удельном давлении, температурных режимах и скоростях скольжения, используют сплавы на медной основе.
Подшипники, которые работают при более высоких ударных нагрузках и жестких температурных режимах, преимущественно изготавливают на оловянной основе. При заливке толстостенных подшипников в больших количествах используют безоловянный свинцово-кальцыевой баббит.
Таблица 2.
Химический состав кальциевых баббитов.
Марка сплава | Химический состав, % | |||||||||
Кальций | Натрий | Олово | Магний | Свинец | Примесей не более | |||||
Висмут | Сурьма | Медь | Магний | Прочие | ||||||
БК | 0,85-1,15 | 0,6-0,9 | — | — | Ост. | 0,1 | 0,25 | — | 0,02 | 0,3 |
БК2 | 0,35-0,55 | 0,25-0,5 | 1,5-2,5 | 0,04-0,09 | » | 0,2 | 0,2 | 0,15 | — | 0,3 |
Марки баббитов. Область применения баббитов.
Б89 – баббиты данной марки используют для особо ответственных узлов и механизмов работающих при высоких скоростях и давлениях выше 150 кг/см2, например для подшипников авиадвигателей.
Б83 – баббиты ответственного назначения, применяют для изготовления подшипников электродвигателей, компрессоров с большой мощностью, турбин, дизелей и паровых машин.
Б16 – из баббитов данной марки изготавливают подшипники дробилок и паровозов, а также ненагруженные вкладыши электровозов, электродвигателей и паровых машин.
БН – это подшипники, применяемые в легковых и грузовых автомобилях, тракторах, паровозах и компрессорах.
БТ – применяются для изготовления подшипников автомобильных и тракторных двигателей.
Б6 – это подшипники для шаровых мельниц, нефтяных двигателей и дымососов.
БК – баббиты этой марки предназначены для заливки толстостенных подшипников (толщина слоя более 3 мм).
БК2 – баббиты также используются для заливки толстостенных подшипников (толщина слоя менее 1 мм), изготавливают подшипники для железнодорожных вагонов.
.
Баббит свойства.
Таблица 3.
Физико-химические свойства баббитов.
Наименование показателей | Марка баббита | |||||
Б83 | Б16 | БН | БТ | Б6 | БК | |
Удельный вес, г/см2 | 7,38 | 9,29 | 9,55 | 9,7 | 9,69 | 10,5 |
Начало затвердевания, °С | 370 | 410 | 400 | 400 | 416 | 440 |
Конец затвердевания, °С | 240 | 240 | 240 | 240 | 232 | 320 |
Сопротивление сжатию, кг/мм2 | 11,5 | 12,3 | 12,7 | 12,8 | 13,6 | 16 |
Осадка при сжатии, % | 38 | 14,7 | 25 | — | 23 | 19 |
Твердость по Бринелю, кг/мм2 | 30 | 30 | 29 | 26 | 32 | 32 |
Ударная вязкость, кг/см2 | 0,6 | 0,14 | 0,3 | 0,26 | 0,15 |
0,8 |
1 комментарий
ипатий
18.01.2020 в 13:06 (UTC 3) Ссылка на этот комментарий
Для подшипников и других деталей, которые работают при более высоком удельном давлении, температурных режимах и скоростях скольжения, используют сплавы на медной основе